Виктор Половников: «Бюджет под защитой»

- Виктор Николаевич, какие направления работы правоох­ранительных органов региона являются приоритетными?

- Важнейшим является борьба с преступлениями в сфере эконо­мики и защита бюджетных средств. Так, сегодня большое внимание региональной власти направлено на решение проблем ЖКХ. В отрасль направляются серьёзные бюджетные ассигнования на модернизацию, под­держание жилого фонда в должном состоянии, переселение из ветхого и аварийного жилья. Приток средств провоцирует мошенников. Борьбу с преступлениями в этой сфере мы ведём во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами, органами власти и управления.

Например, в республике почти во всех муниципальных образованиях реализуются адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Общий объём финансирования на 2013-2017 годы превышает пять миллиардов рублей. Финансирование есть, но из 140 до­мов, которые должны быть постро­ены, введены в эксплуатацию лишь 85. По 41 дому строительство отстаёт от графика более чем на три месяца.

Причина - экономические и коррупционные преступления. Нами выявлены серьёзные злоупотребле­ния со стороны должностных лиц муниципалитетов, а также руково­дителей подрядных организаций в ходе реализации данных программ. В результате в 2015 и 2016 годах возбуждено 13 уголовных дел. При этом суммы ущерба очень большие. Например, в Печоре ущерб составил более 300 миллионов рублей. Муни­ципалитет перечислил подрядной организации практически всю сумму по муниципальному контракту, а фактически было построено лишь 30 процентов от запланированного.

Недавно в суд направлено уго­ловное дело в отношении гене­рального директора подрядной организации, который использовал поддельные банковские гарантии при заключении муниципальных контрактов на строительство шести многоквартирных жилых домов в Сыктывкаре. Этот же гражданин обвиняется в присвоении в особо крупном размере денежных средств, выделенных для проведения стро­ительно-монтажных и пуско-наладочных работ в этих домах.

Да, мы возбуждаем уголовные дела, привлекаем виновных к от­ветственности. Но проблема в том, что деньги в бюджет вернуть до­статочно сложно. Злоумышленники при хищении используют сложные схемы, направленные на то, чтобы эти деньги стали «невозвратными». Хотя и аресты накладываем - на недвижимость, на транспорт, на финансовые активы, но возместить ущерб в полном объёме не удаётся.

- Какие наиболее характерные для республики преступления выявляются в сфере освоения бюджетных средств?

- За 11 месяцев 2016 года со­трудниками правоохранительных органов выявлено 63 преступления в сфере защиты бюджетных средств. Большинство хищений совершаются путём мошенничества и присвоения. К примеру, в производстве наших следователей находится уголовное дело в отношении руководителя ак­ционерного общества, учредителем которого является Республика Коми. В ходе следствия установлено, что подозреваемый совершил растрату денежных средств в особо крупном размере. Возглавляемое им обще­ство приобрело 49 процентов акций заведомо убыточной организации, с которой кроме того были заключены договоры займа. Денежные сред­ства по данным договорам не воз­вращены. В результате республике причинён ущерб на сумму более 12 миллионов рублей.

Сотрудниками отдела экономи­ческой безопасности и противодей­ствия коррупции Ухты выявлены махинации с муниципальным иму­ществом. В результате незаконных сделок нежилое помещение и зе­мельный участок были проданы ор­ганизации по заведомо заниженной цене - чуть больше 20 миллионов рублей. А спустя некоторое время эту недвижимость продали Пенси­онному фонду Республики Коми по цене, в шесть раз превышающей стоимость при его приобретении.

Мы уделяем повышенное вни­мание и выявлению фактов неце­левого использования бюджетных денежных средств. В этом году собраны и направлены в след­ственные органы три материала проверки по фактам нецелевого ис­пользования бюджетных денежных средств, по результатам которых возбуждены два уголовных дела. Оба - в отношении руководителей медицинских учреждений.

- А как обстоят дела с до­рожным хозяйством? На до­роги выделяются миллионы рублей, однако ям и ухабов меньше не становится...

- Недавно в прокуратуре реги­она прошло совещание, где было озвучено, что из республиканско­го бюджета выделяются немалые средства на строительство дорог, однако их качество, действительно, остаётся неудовлетворительным. Это свидетельствует, на мой взгляд, во-первых, о том, что надзор за стро­ительством дорог требует большего внимания, а во-вторых, стремление сэкономить приводит к использова­нию низкокачественных материалов.

В минувшем году на строительство дорог и их приведение в нормативное состояние из республиканского бюд­жета выделили более 3,8 миллиарда рублей. Помимо этого значительные денежные средства выделяются на строительство и ремонт федеральной автодороги «Вятка». Также утверж­дена и действует Государственная республиканская программа «Разви­тие транспортной системы». Общий объём бюджетных ассигнований на 2012-2018 годы составляет свыше 35 миллиардов рублей.

По оценкам ряда специалистов-криминологов, латентная экономи­ческая преступность в дорожной отрасли выше, чем в других отраслях. Мы сложа руки, конечно, не сидим. Преступления выявляем. Так, в про­шлом году следственными органами были возбуждены два уголовных дела, связанных с хищением денеж­ных средств в сфере строительства и обслуживания дорог. В этом году также возбуждены два уголовных дела, оба по налоговым составам.

Основным способом совершения преступлений в дорожной отрасли является включение в акты выпол­ненных работ ложных сведений о сто­имости, качестве и объёмах использо­ванных материалов и выполненных работ. Кроме того, как и при соверше­нии других преступлений, связанных с бюджетными злоупотреблениями, имеются факты криминальной аф­филированности должностных лиц органов власти с подрядчиками, на­личие коррупционных проявлений при составлении планов ремонта дорожной сети, отсутствие контроля качества при приёмке работ.

Но в то же время считаю, что проблемы дорожного строитель­ства глубже. Одними карательными мерами их не решить. Нужно сво­евременно финансировать отрасль, вовремя проводить тендеры, и по­тенциал дорожных предприятий в республике должен быть мощнее.

 - Какие программы по про­филактике правонарушений и преступлений работают в республике?

- Несмотря на то, что бюджет региона дефицитный, программы по охране общественного порядка и профилактике правонарушений финансируются. В конце октября прошлого года принята Государ­ственная программа Республики Коми «Юстиция и обеспечение правопорядка в Республике Коми на 2017-2020 годы», в которую входят пять подпрограмм. Это «Правовая защищённость населения Респу­блики Коми», «Правопорядок», «Государственная регистрация актов гражданского состояния в Респу­блике Коми», «Мировые судьи в Республике Коми» и «Обеспечение реализации Программы». Общий объём финансирования превышает 1,6 миллиарда рублей.

Для реализации подпрограммы «Правопорядок» выделено порядка 100 миллионов рублей. Кроме того, мы вышли в Государственный совет Республики Коми с инициативой выделять субсидии на финансиро­вание муниципальных программ по профилактике правонарушений. Такие программы есть повсеместно, но не везде на их реализацию находят денежные средства. Решить эту про­блему позволит внедрение системы отчислений определённого процента от сумм штрафов, поступивших в бюджет Республики Коми от МВД.

Данная схема успешно реализу­ется в Республике Бурятия. Там, к примеру, субсидии предоставляются на обеспечение безопасности дорож­ного движения на автомобильных дорогах местного значения, на мате­риальное стимулирование, на льготы и выплату компенсаций народным дружинникам, на финансирование материально-технического обеспече­ния деятельности народных дружин и многое другое.

На мой взгляд, это необходимо. Например, из года в год с насту­плением осенне-зимнего периода у нас увеличивается число дорожных аварий, в которых страдают пеше­ходы. Нередко это происходит из-за того, что водители попросту не могут вовремя разглядеть и тех, кто пере­ходит дорогу по правилам, и тех, кто перебегает через неё в неположенном месте. Причина - плохая освещён­ность пешеходных переходов и про­езжей части в целом. Чтобы снизить количество таких происшествий, необходимо организовать хорошее освещение, оборудовать металличе­ские ограждения вдоль дорог.

Деятельность тех же ДНД также нуждается в серьёзной поддержке, они сейчас быстро развиваются. Ещё года два назад в регионе было всего 9 народных дружин общей численно­стью порядка 170 человек. Сегодня уже 22 дружины численностью 370 человек. И это даёт положительный результат, способствует профилак­тике преступности. Конечно, я не рассчитываю на то, что дружинники решат все проблемы охраны обще­ственного порядка. Но считаю, что надо активнее привлекать людей к участию в добровольных формиро­ваниях, вовлекать в волонтёрское движение, ведь это помогает форми­ровать правосознание граждан.

Беседу вела Тамара ВОЙНОВСКАЯ

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России