Актуальные вопросы граждан

Вопрос Могут ли отказать в приеме на службу в органы внутренних дел при неоднократном привлечении к административной ответственности?

Ответ

Согласно п. 5 ст. 17 Федерального закона от  30.11.2011  № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Вопрос Имеет ли право сотрудник ДПС, находясь вне поста, требовать у гражданина документ, удостоверяющий личность?

Ответ

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, при наличии вышеуказанных оснований, сотрудник ДПС вправе проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, в том числе, вне поста.

Вопрос Имеют ли право сотрудники полиции требовать выселения жильцов из арендуемой квартиры без предъявления документов либо судебных решений. Входит ли в компетенцию сотрудников самостоятельно принимать подобные решения. И могут ли полицейские безосновательно выселять иностранных граждан?

Ответ

Согласно пункту 4 статьи 1 Жилищного Кодекса РФ, граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. При этом под гражданами, законно находящимися на территории РФ, следует понимать не только российских, но и иностранных граждан, а так же лиц без гражданства, которые пребывают на территории РФ на основании документов, предусмотренных миграционным законодательством.

Гражданин подлежит выселению в случае прекращения у него права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом РФ, другими Федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение. Досрочное выселение может быть осуществлено либо по взаимному согласию, либо при наличии нарушений договора или порядка пользования жилым помещением со стороны проживающего лица. Если суд принял решение о выселении граждан из занимаемого жилого помещения, то в случаях, когда граждане не намерены добровольно исполнить решение суда, возбуждается исполнительное производство, т.е. выселение производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых, а в случае необходимости – при содействии сотрудников ОВД.

Вопрос Какие действия и меры предпринять гражданину для инициирования розыска без вести пропавшего лица?

Ответ

Розыск лица, пропавшего без вести, осуществляется компетентным органом на территории, на которой достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

В соответствии с п. 13.ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» к обязанностям полиции, в том числе, относится розыск лиц, пропавших без вести.

В соответствии с п. 3 Инструкции  о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 от 16.01.2015, сообщение (заявление) о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

Для начала осуществления розыскных мероприятий гражданин должен обратиться с заявлением о пропаже гражданина в ближайший отдел, отделение, пункт полиции (к оперативному дежурному дежурной части), в котором указать всю известную информации о пропавшем (анкетные данные разыскиваемого, номер паспорта, адрес регистрации (проживания) и последнего местонахождения, приметы внешности и одежды, фотографию, адреса, телефоны друзей и знакомых).

В случае поступления заявления о безвестном исчезновении лица в компетентный орган, не являющийся местом его последнего нахождения, указанный компетентный орган принимает меры по установлению последнего достоверного местонахождения пропавшего, сбору идентификационных сведений и других материалов.

Перед обращением в органы внутренних дел, гражданин, с целью получения информации о местонахождении разыскиваемого лица, может самостоятельно обратиться в приемные покои больниц, морги, а также МВД по Республике Коми.

Вопрос Какие запреты возложены на действия коллекторов, направленных на возврат просроченной задолженности?

Ответ

Не допускаются действия, направленные на возврат просроченной задолженности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах (коллектор), при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

Лица, получившие сведения в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности, обязаны сохранять их конфиденциальность и в том случае, если они не будут впоследствии осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности соответствующих физических лиц. При нарушении этой обязанности лицо обязано возместить должнику убытки, причиненные в результате раскрытия конфиденциальных сведений или использования их для своих целей.

Вне зависимости от наличия согласия должника, раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сообщение по месту работы должника не допускается.

В случае привлечения кредитором другого лица для осуществления от его имени и (или) в его интересах, направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником способами (в данном случае под иным лицом понимается коллекторское агенство), кредитор не вправе по своей инициативе самостоятельно осуществлять взаимодействие с должником указанными способами.

О противоправных действиях коллекторов гражданам необходимо обращаться в территориальный отдел (отделение) полиции по месту жительства или регистрации для проведения проверки в порядке ст. ст. 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении» УПК РФ. По результатам проверки в адрес заявителя направляется ответ.

Вопрос Кто осуществляет надзор за деятельностью коллекторов?

Ответ

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного  указом Президента от 13 октября 2004 г. № 1316, является уполномоченным органом на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности  (коллекторскими агенствами) в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Вопрос Чем обусловлена законность действий коллекторских агентств по возврату просроченной задолженности физических лиц?

Ответ

Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.

Вопрос Какими правами и обязанностями обладает сотрудник полиции при осуществлении доставления граждан?

Ответ

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам ОВД право применять в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей различные меры государственного принуждения. Одна из таких мер - доставление граждан в полицию или в другое место. Необходимость использования государственного принуждения в правоохранительной деятельности обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что отношения в этой сфере нередко связаны с ограничением в той или иной степени прав и свобод человека и гражданина.

Аналогичное содержание законодатель вложил в понятие доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.2 КоАП РФ, а также меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, о которой идет речь в ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение,...). Принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия. Пункт 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований.

Первое правовое основание - для решения вопроса о задержании гражданина. Речь идет о весьма распространенной практике, когда граждане доставляются в полицию наиболее многочисленной категорией сотрудников полиции, имеющих право самостоятельно принимать решение о применении административного задержания. Сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, должен располагать фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении преступления, либо административного правонарушения, и т. д., т. е. в том, что гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1 - 13 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции». Доставление граждан для решения вопроса об их задержании допускается Законом только «при невозможности решения данного вопроса на месте», данная формулировка обязывает сотрудника полиции принять все возможные меры на месте  к урегулированию ситуации, требующей полицейского реагирования, без доставления гражданина в полицию.

Второе правовое основание доставления - для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О полиции» не требует в обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам. Тем не менее, если имеется такая возможность, сотрудник полиции должен ее использовать с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Третье правовое основание доставления - для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом. Источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом. Следует подчеркнуть, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих.

Сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, при обращении к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о выявленных ими административных правонарушениях, они имеют право доставлять граждан в полицию в связи с совершением административного правонарушения. Здесь также необходимо говорить о возможном доставлении граждан в определенные места при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, наводнение, взрывы и т. п.), но они не желают оставлять свое место жительства по различным причинам (боязнь мародерства и т. п.), когда имеется реальная угроза их жизни и здоровью.

Пункты 14 и 15 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» также дают основания для доставления определенной категории граждан (находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации,...; несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В качестве другого примера можно привести п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», допускающий на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции применение сотрудниками полиции таких мер, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности.

Отдельные вопросы доставления граждан регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 268 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29.01.2008 № 80,  доставление граждан в полицию производится на специальном служебном транспорте, а при его отсутствии - на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам (необходимо отметить, что п. 37 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.  № 3-ФЗ «О полиции» такого основания использования транспортных средств организаций и граждан, как доставление в полицию граждан, не предусматривает, и, следовательно, для использования указанного транспорта в целях доставления граждан сотрудники полиции должны получить на это согласие его владельцев).

Полицейская практика настоятельно требует, чтобы все доставляемые сотрудниками полиции (в особенности на служебном транспорте) лица и находящиеся при них вещи подвергались тщательному досмотру. Вместе с тем Закон позволяет поступать подобным образом только в отношении «задержанных»  лиц. Доставляемых в полицию граждан можно досматривать исключительно при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

ч.2 ст. 27.2 КоАП РФ предусматривает, что доставление производится в возможно короткий срок.

В соответствии с п. 4 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30.04.2012 № 389,  оперативный дежурный незамедлительно выясняет обстоятельства факта задержания и доставления. Данное выяснение должно происходить в специальном помещении. На оперативного дежурного возлагается обеспечение условий, исключающих угрозу жизни и здоровью доставленного. По результатам выяснения, в соответствии с п. 5 Наставления, обстоятельств факта доставления оперативным дежурным принимается решение.

Используя предоставленное полномочие о принудительном препровождении граждан, сотрудник должен действовать в строгом соответствии с требованиями закона и нормативных правовых актов.

Вопрос Как быстрее и дешевле оформить новый паспорт?

Ответ

Действует скидка 30% на государственную пошлину при оформлении документов при оплате через портал gosuslugi.ru. Услуга в электронном виде поможет вам не только сэкономить деньги, но и время. Для обратившихся с заявлением через сайт действуют отдельные часы приема. Для регистрации на сайте необходимо обратиться в МФЦ и предъявить паспорт и СНИЛС. Подробнее о тарифах на государственную пошлину при оформлении документов по линии Управления по вопросам миграции УМВД России по Сыктывкару.

Вопрос  Какой порядок перемещения транспортных средств сотрудниками ГИБДД?

Ответ

Порядок действий сотрудников полиции при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче установлен Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (п.п. 146-148 Административного регламента).

Пунктом 147.4 Административного регламента предусмотрено, что о задержании транспортного средства в отсутствие водителя незамедлительно сообщается в дежурную часть для информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства, принятия в случае необходимости мер для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства.

Дежурная часть принимает меры для установления владельца (представителя владельца) транспортного средства и информирования его о задержании транспортного средства и помещении на специализированную стоянку.

Из анализа указанных норм права следует, что когда транспортное средство помещается на специализированную стоянку в отсутствие водителя, то владелец (представитель владельца) транспортного средства должен быть проинформирован дежурной частью ГИБДД либо ОВД о помещении его транспортного средства на специализированную стоянку.

Вопрос Куда можно пожаловаться на сотрудника полиции, и какие меры реагирования должны быть приняты по жалобе?

Ответ

О противоправных действиях сотрудников полиции можно сообщить его непосредственному руководителю, в инспекцию по личному составу, в службу собственной безопасности органа внутренних дел, а также в органы прокуратуры. По обращению гражданина будет проведена служебная проверка, по результатам которой - определены меры реагирования.

Вопрос На какой срок имеют право задержать человека в полиции?

Ответ

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (Ст. 94 УПК РФ «Основания освобождения подозреваемого).

Вопрос Можно ли вызвать полицию, если поздно вечером или ночью во дворе под окнами шумят соседи или компания? Что полицейские могут сделать в этом случае?

Ответ

Подобные действия будут квалифицироваться как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ). В таких случаях прибывшие по вызову сотрудники полиции обязаны немедленно потребовать прекращения противоправного поведения. А также обеспечить документирование противоправного деяния, а именно: составить протокол об административном правонарушении.

Вопрос Что такое программа «Безопасный город»?

Ответ

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования.

 Вопрос Какие документы имеет право требовать сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС), остановивший автомобиль?

Ответ

Водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников ДПС передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Вопрос Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) останавливать и досматривать автомобилистов?

Ответ

Да, имеют. При наличии определенных оснований. Например, при нарушении ПДД, при наличии ориентировки о том, что данное транспортное средство находится в розыске или используется в противоправных целях.

Вопрос При каких обстоятельствах сотрудник полиции может воспользоваться моим личным автомобилем? Вправе ли я ему отказать?

Ответ

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.

Вопрос Имеет ли право полиция не приезжать на телефонный вызов? И если да, то в каких случаях?

Ответ

Сотрудники полиции в любом случае обязаны приехать на вызов.

Вопрос Я написал заявление о краже, какие документы мне должны выдать?

Ответ

 При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Вопрос Имеет ли право полиция не принять заявление? И если да, то при каких условиях?

Ответ

Органы внутренних дел обязаны принимать все поступающие к ним заявления.

Вопрос Как узнать информацию (ФИО, рабочий телефон, адрес и время приема граждан и т.п.) о своем участковом?

Ответ

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел или на официальном сайте МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ ссылка 

Если позвонивший в дверь представился участковым, как проверить, говорит ли он правду? Попросить его предъявить служебное удостоверение.

Вопрос Надо ли звонить в полицию, если я стал свидетелем подозрительной ситуации, которая показалась мне имеющей отношение к совершению преступления? Обязана ли полиция принять и зарегистрировать мое обращение?

Ответ

Большинство преступлений раскрывается благодаря активному участию граждан. Сотрудники полиции в любом случае обязаны принять и зарегистрировать ваше обращение.

Вопрос У меня угнали автомобиль. Где можно посмотреть, числится ли он во всероссийском розыске?

Ответ

Обратитесь в ближайшее отделение ГИБДД, там установлены соответствующие базы данных. В территориальном органе внутренних дел по месту подачи заявления об угоне.

Вопрос Если в обычном паспорте России поставлена на стр.19 печать о пересечении границы Украины, действителен ли он?

 Ответ

В «Положении о паспорте гражданина Российской Федерации» дается исчерпывающий перечень отметок, которые там могут производиться. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Пункт 6 данного документа поясняет, что паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. Следовательно, паспорт с печатью о пересечении границы Украины будет считаться недействительным.

Вопрос Что означает статус «не соответствует» или «не действительный» при проверке паспортов?

 Ответ

В п.12 вышеназванного Положения дается перечень оснований для замены паспорта. При их наличии основной документ гражданина Российской Федерации считается недействительным и подлежит замене. Вот эти основания: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Вопрос Каким образом решается проблема внесения в паспорт гражданина Российской Федерации записи о национальной принадлежности?

 Ответ

В паспорте гражданина Российской Федерации не предусмотрена отметка о его национальной принадлежности.

Вопрос Что означает содержащийся в паспорте гражданина Российской Федерации реквизит «личный код»?

Ответ

В ранее разрабатываемых редакциях проекта федерального закона «О государственном регистре населения Российской Федерации» предусматривалось законодательное определение термина «личный код», под которым понимается неизмененный идентификационный номер, присваивающийся лицу, учтенному в Регистре, т.е. систематизированном своде документированных персональных данных, формируемых на основе проведения государственного учета населения Российской Федерации. В этой связи пунктом 8 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828, было нормативно закреплено внесение реквизита «личный код» в паспорт гражданина Российской Федерации. Однако, примечанием к пункту 5 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605, установлено, что реквизит "личный код" до разработки системы его присвоения временно не заполняется. В свою очередь МВД России выступило с инициативой об исключении из законопроекта «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации» положений, касающихся включения в перечень сведений, вносимых в названные документы, реквизита «личный код».

Вопрос Что такое регистрация транспортного средства на ограниченный срок?

Ответ

Из обихода исчезло такое понятие как "временный учет". Этого регистрационного действия в новом Административном регламенте не предусмотрено. Любой автовладелец, имеющий постоянную регистрацию в пределах страны, ставит свой автомобиль сразу на постоянный учет. Те же, кто эксплуатирует сейчас свой автомобиль "по временному учету", по окончанию его срока смогут перерегистрировать автомобиль и получить регистрационные знаки в ГИБДД по месту обращения (или получить свои ранее сданные знаки).

Вопрос Что такое снятие с учета? Можно ли снимать с учета транспортное средство для продажи, как и раньше?

Ответ

Нет, нельзя. В новом Административном регламенте говорится, что транспортное средство снимается с учета в связи…, а это значит, что должны быть веские основания, т.е. машину у россиянина купил гражданин иностранного государства, или транспортное средство было изначально зарегистрировано за иностранцем, либо россиянин выезжает на постоянное место жительства в другую страну на автомобиле.

Вопрос Что делать, если новый владелец транспортного средства не зарегистрировал его в установленном порядке?

Ответ

В соответствии с регламентом, перед продажей автомобиля его не нужно снимать с регистрационного учета. Эта процедура будет проходить одновременно с постановкой на учет новым владельцем.

При продаже транспортного средства его владелец заключает договор с покупателем в простой письменной форме либо у нотариуса, далее новый владелец расписывается в паспорте транспортного средства, ставит текущую дату и становится его собственником. После чего у него, для регистрации автомобиля на свое имя, есть 10 дней. Однако, может случиться так, что новый владелец, в силу каких-либо обстоятельств или сознательно, в установленный срок не перерегистрирует машину, при этом будет активно ее использовать. Так что выписанные штрафы за нарушения ПДД будут приходить на имя предыдущего собственника. Если такая ситуация будет иметь место, бывшему собственнику автомобиля необходимо направить заявление в подразделение ГИБДД, которым выписан штраф, о том, что данный автомобиль ему уже не принадлежит, приложив подтверждающие документы (копия договора купли-продажи, а также копии документов на автомобиль). Чтобы это предотвратить, необходимо при оформлении договора купли-продажи одновременно внести соответствующие записи в ПТС и сделать копии со всех документов. Также у бывшего владельца автомобиля есть право через 10 дней после совершения сделки обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД для прекращения регистрации автомобиля, если новый собственник не зарегистрировал его в установленном порядке. При этом свидетельство о регистрации транспортного средства будет выставлено в розыск.

Однако, во избежание подобных рисков, транспортное средство лучше всего перерегистрировать в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более, что сейчас это можно сделать в любом регионе страны - вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля.

Вопрос Что теперь делать, если номера были утеряны либо украдены?

Ответ

Серьезные изменения коснулись порядка выдачи регистрационных знаков. На наших дорогах несложно потерять регистрационные знаки или, например, госномер могут украсть. Если раньше необходимо было перерегистрировать автомобиль и получать новые номерные знаки, причем только по месту учета транспортного средства, то сейчас появилась определенная альтернатива.

С настоящего момента владелец имеет законную возможность изготовить дубликаты утраченных регистрационных знаков в любой аккредитованной организации по их изготовлению.

Однако если автовладелец считает, что его регистрационные знаки могут быть использованы в противоправных целях, то он должен обратиться в ближайшее подразделение полиции и заявить о краже. При этом номера будут занесены в базу розыска и дальнейшее их использование будет невозможно. При этом придется получать новые регистрационные знаки. Теперь это можно сделать в любом регионе.

Вопрос Государственные регистрационные знаки, замена и хранение

Ответ

Регистрационные знаки могут быть перерегистрированы с автомобилем на нового собственника или сохранены за прежним собственником для последующего присвоения на новое транспортное средство. Однако вне зависимости от места жительства продавца или покупателя автомобилю, вновь получающему регистрационные знаки, будут присвоены номера того региона страны, где фактически совершается регистрационное действие.

Увеличен срок хранения в подразделениях ГИБДД сданных для перерегистрации на новый автомобиль регистрационных знаков - с 30 до 180 суток, в том числе госномера, уже сданные для хранения ранее на 30 суток, будут храниться с момента сдачи также 180 суток. При этом, если гражданин пожелает сохранить регистрационные знаки, то перед процедурой продажи и перерегистрации автомобиля на нового собственника он должен оплатить выдачу других регистрационных знаков и продавать автомобиль уже с новыми номерами.

Вопрос Как можно за 1 час зарегистрировать автомобиль или изменить данные о его собственнике?

Ответ

Действительно, с 3-х до 1-го часа уменьшился временной интервал, предусмотренный для совершения регистрационного действия. Но необходимо учитывать, что здесь указано реальное время исполнения функции по регистрации (для идеальных условий). В это время входят только те действия, при которых сотрудник Госавтоинспекции занимается с документами или автомашиной. Однако из этого правила есть исключения. В регламенте предусмотрены причины и форс-мажорные обстоятельства, при которых это время может быть увеличено. Например, если требуются дополнительные проверки и запросы; если в подразделении, в которое обратился автовладелец, или в подразделении, где раньше автомобиль стоял на учете, нет доступа к автоматизированной системе учета. В этих случаях срок будет увеличен. Время, отведенное на такие проверки, также прописано в регламенте. Тем не менее, сотрудники Госавтоинспекции должны стремиться к установленному одному часу. Это один из факторов оценки их работы.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России